Доступная среда Версия для слабовидящих
+7 (4012) 64 78 90
Калининград, ул.Б. Хмельницкого, 61а
>
Март28293031Апрель123456789101112131415161718192021222324252627282930Май12345678910111213141516171819202122232425262728293031Июнь123456789101112131415161718192021222324252627282930Июль12345678910111213141516171819202122232425262728293031Август12345678910111213141516171819202122232425262728293031Сентябрь123456789101112131415161718192021222324252627282930Октябрь12345678910111213141516171819202122232425262728293031Ноябрь123456789101112131415161718192021222324252627282930Декабрь12345678910111213141516171819202122232425262728293031Январь12345678910111213141516171819202122232425262728293031

Новости: 21 Апреля 2021 года

 Творческие вселенные и ключи к произведениям 

Посетить концерт потрясающей пианистки, услышать безупречное исполнение классической музыки русских композиторов и при этом напрямую пообщаться с исполнителем — солисткой филармонии, лауреатом международного конкурса Анной Ушаковой — редкое удовольствие для калининградского слушателя.
Концерт «Беседы у рояля», прошедший на днях на сцене филармонии, специально был создан в необычном формате музыкальной беседы, чтобы в полной мере дать публике насладиться не только великолепной музыкой П. Чайковского, С. Рахманинова, А. Скрябина, Н. Метнера и В. Дьякова, но также получить ответы на самые животрепещущие вопросы. И этот формат интерактивного общения имел необыкновенный успех. Для тех, кто не смог побывать на этом замечательном концерте, мы решили опубликовать часть беседы на сайте филармонии и, надеемся, что в следующий раз вы обязательно вновь придете на встречу с Анной Ушаковой.

– Анна, как вы знакомитесь с новым произведением?
– Это очень ёмкий вопрос, потому что в течение жизни и творческой деятельности меняется отношение к музыкальному тексту. Сейчас, например, мое знакомство с музыкальным материалом сильно отличается от того, что было год или три года назад… В какой-то момент я осознала, что такие естественные для музыканта аспекты, как тональность, сразу дают богатую пищу для размышления о содержании произведения. Классические музыканты исполняют в основном не программную музыку, где нет текста, как в романсе или арии, часто нет даже названия, поэтому смысл и содержание произведений зашифрованы на первый взгляд. От тональности, в которой композитор создает произведение, очень многое зависит: характер, краски, оттенки, самые маленькие нюансы. Каждый композитор слышит тональности по разному, чтобы глубже ощутить и прочувствовать это- я исследую все произведения данного композитора в этой тональности. Потом, конечно же, опус - то есть в какой период жизни и творчества композитор создавал свой шедевр. Затем начинается такой этап, как чтение музыкального текста – это что-то наподобие чтения книг, где содержание, глубинный смысл раскрывается в индивидуальном языке композитора, мелодии, фактуре, изменениях темпа, модуляциях, штрихах. Чтобы музыкальное произведение по настоящему прозвучало, нужно прожить его, понять изнутри, проникнуть в самую его суть, а не просто играть ноты. Я каждый раз с трепетом жду чуда встречи с произведением.

В лекциях у Ивана Соколова мне встретилась такая фраза: «Если вам понравилось какое-то музыкальное произведение, значит вы понравились ему». Я не сразу приняла это на веру, но потом осознала глубину этих слов. Со временем, когда работаешь над каким-то произведением, однажды понимаешь, что оно уже встало в линию твоей жизни.

– Как формируется программа концерта? Есть ли какой-то определенный принцип?

– Определенного нет. Бывает, встретишь какое-то произведение, влюбишься, оно начинает диктовать программу, которая формируется вокруг него. Причем, случаются абсолютно удивительные ситуации, так, например, появилась программа «Великие транскрипции». Я загорелась играть транскрипцию симфонической поэмы Сен-Санса-Листа-Горовица «Пляска смерти», придумала разные транскрипции, которые давно хотела сыграть, а в результате работы над программой поняла, что она разрушает концепцию и в концерт эта пьеса не вошла.
А бывает так, что какая-то концепция рождается сама. Как, например, сейчас, на этом этапе жизни я чувствую, что в моей жизни пришло время Брамса. И как будто Брамс удивительным образом стал проявляться в моей жизни: стали попадаться какие-то заметки о нём, высказывания, книги, цитаты. Как будто само пространство вокруг подталкивает меня к одной определенной идее.

– Готовясь исполнять произведение, слушаете ли вы других исполнителей? Кто из них привлекает своей харизмой больше?
– Сразу не слушаю, стараюсь найти свой путь, свой ключ к каждому произведению. Хотя раньше слушала колоссальное количество интерпретаций. Сейчас, если совсем незнакомое произведение (что бывает достаточно редко), слушаю один раз, для понимания общей картины. Потом, через какое-то время, когда у меня сложится свое понимание и восприятие произведения, пытаюсь найти какие-то вещи, которые, может быть, не удалось понять изначально. Знаете, как будто подглядываю, что же там у других исполнителей. Из ныне живущих, я могу назвать троих пианистов, в творчестве которых неисчерпаемый источник вдохновения для меня. Не устаю восхищаться и наслаждаться феноменальной одаренностью и глубиной интерпретации, безграничностью поиска истины у титанов — Михаила Плетнева, Григория Соколова и Евгения Кисина. Это не люди, а творческие вселенные!
Русская фортепианная школа – лучшая в мире.

– У нас сегодня русская программа, и наверное, для вас было какое-то произведение, вокруг которого формировали программу – Чайковский, Рахманинов, Скрябин, Метнер – ведь их многое объединяет?
– Вы опытным взглядом сразу разглядели концепцию. Для меня «Думка» – истоки русской жизни. И я в этой музыке слышу необычайную полноту, которая иллюстрирует наши истоки, истоки русского народа. Эта пьеса для меня одна из самых глубоких и самых непостижимых по красоте. Первый раз я испытала по настоящему пронзительное чувство любви к России, к моей Родине-когда играла программу из произведений русских композиторов в Нидерландах. В тот момент, когда я играла на сцене в другой стране, людям другой национальности, другого менталитета, я в полной мере ощутила, что рассказываю им про красоту русской души, всю глубину, боль, сострадание и любовь русского народа, и до мурашек гордилась тем, что говорю голосом «русской земли». Не случайно музыка приходит на определенной земле через людей творческих. В литературе и философии то же самое. С русской музыкой у меня очень много связано и, надеюсь, эта связь останется со мной на всю мою жизнь.

– Недавно вы возобновили свою преподавательскую деятельность в филиале ЦМШ «Балтийский», который существует у нас уже 2 года. Расскажите об этом?
– Я глубоко признательна своим педагогам и родителям за то неимоверное количество времени, труда и терпения, которое они вложили в меня. Вы знаете, музыкальное образование в России, это что-то уникальное. Потому что мы растим ребенка в музыке в среднем с 5-6 лет. То есть, примерно 2-3 часа в неделю ребенок находится в прямом контакте с педагогом. И это индивидуальные занятия, глубокое влияние и огромная ответственность, которую мы несем, ведя за руку маленького ребёнка в мир музыки. Я по-настоящему счастлива работать в филиале ЦМШ. Ведь к нам приходят одаренные дети, с ярко выраженными музыкальными способностями. Я сравниваю работу педагога с работой ювелира. Вы же знаете: прежде чем стать бриллиантом, алмазу необходима обработка, множество тщательных и кропотливых операций, огранка. Каждый ребенок абсолютно индивидуален, и ты должен найти подход к любому. Плюс это постоянный творческий процесс, поиск путей, решений. Преподавание подпитывает меня изнутри и, надеюсь, приносит пользу другим людям.

Для справки:
Анна – лауреат международного конкурса и председатель Рахманиновского общества в Калининграде. Ее репертуар отличается необычайной широтой исполнительского кругозора и разнообразием жанров. Анна успешно сотрудничает с камерным оркестром филармонии, инструменталистами, вокалистами. Она регулярно гастролирует по странам Европы (Польша, Литва, Нидерланды и др.) и выступает на одной сцене с такими звездами, как: Павел Милюков (Россия), Владислав Лаврик (Россия), Дмитрий Булгаков (Россия), Хироко Иноуэ (Япония), Энрико Сартори (Италия), Марина де Фламенко (Испания) и Иван Палмеро (Испания), Владислав Лаврик (Россия).