Доступная среда Версия для слабовидящих
+7 (4012) 64 78 90
Калининград, ул.Б. Хмельницкого, 61а
>
Март293031Апрель123456789101112131415161718192021222324252627282930Май12345678910111213141516171819202122232425262728293031Июнь123456789101112131415161718192021222324252627282930Июль12345678910111213141516171819202122232425262728293031Август12345678910111213141516171819202122232425262728293031Сентябрь123456789101112131415161718192021222324252627282930Октябрь12345678910111213141516171819202122232425262728293031Ноябрь123456789101112131415161718192021222324252627282930Декабрь12345678910111213141516171819202122232425262728293031Январь12345678910111213141516171819202122232425262728293031

Новости: 15 Апреля 2021 года

 ВЕЛИЧИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА (реплика пристрастного слушателя) 

Каждый человек, вглядываясь в то или иное событие, всегда выделяет в нём для себя какие-то отдельные моменты – либо наиболее близкие ему по вкусовым пристрастиям, либо наиболее яркие, неординарные, перекрывающие всё своей уникальностью.
Афиша XXX фестиваля «Янтарное ожерелье», проводимого Калининградской областной филармонией, предоставляет имена и программы на любой вкус и выбор: сольные скрипичные + вокальные + фортепианные + органные вечера, хоровые коллективы, симфонический + камерный + духовой оркестры – на выбор, старинная музыка (Средневековье), романтики (19 век), мэтры 20 столетия и т.д. Можно легко растеряться в этом роскошестве.
Только не мне.
У меня свои пристрастия.
Причем давние.

Павел Милюков (скрипка).
Лауреат нескольких международных конкурсов, в том числе и самых престижных из них – Н. Паганини, Д. Ойстраха, имени П.И.Чайковского


Впервые Павел покорил меня года три назад своей интерпретацией первого скрипичного концерта Ф. Мендельсона. Концерт был написан композитором (обратите внимание) в 12 лет. Казалось бы, ну чем здесь можно удивить. Милюков это сделал. И не просто покорил-удивил, а ошеломил. Не знаю каким образом, но он сумел «провидеть» через это сочинение подростка и передать слушателю того будущего Мендельсона, чья музыка вызовет бурные противоречивые споры, вплоть до полного отрицания значимости её.
Вам, конечно же, приходилось слышать изречение: «Устами ребенка глаголет истина». Вот эту «истину» гениального 12 –летнего подростка Павел сумел услышать и донести до всех, кто находился в этот момент в органном зале Калининградской областной филармонии, и кто «да имел уши». Это было нечто близкое к состоянию, когда перед человеком, вступающим в жизнь, вдруг распахиваются горизонты, перенасыщенные диким нагромождением сочетаний «Жизнь и Смерть», «Добро и Зло», «Любовь и Ненависть».

Затем был опять же здесь, в органном зале Калининградской филармонии, скрипичный концерт Бетховена, который композитор писал в ситуации разворачивающейся глухоты – звучащий мир навсегда закрывался от него. Великое драматическое произведение. Произведение, крайне интересно и неординарно интерпретированное 35-летним Павлом Милюковым. Прочитанное им в каком-то «ницшеанском» ключе, когда исполнитель в течение 40-45 минут сумел провести слушателя едва ли не по всему диапазону человеческих чувствований от безысходной тоски до торжества духа и воли «ницшеанского» сверхчеловека. Затягивала в его исполнении и некая афористичность изложения музыкального материала. Афористичность, которая так отличает великого Ницше, и которая, как выяснилось, имеет место и в «почерке гениального Глухого».

С понятным нетерпением я ждал новой встречи с Павлом, особенно, когда узнал, что он будет играть 2-ой Концерт для скрипки с оркестром Сергея Прокофьева. Как видите, диапазон ещё тот – от 12-летнего Мендельсона через драматичнейшего Бетховена до модернового, нередко скандального композитора 20-го века.

Критики и обозреватели отмечают «новую простоту», «теплоту эмоционального тона», «лирическую общительность» этого концерта. Не слышали они исполнение данного произведения в трактовке Павла Милюкова – какая «новая простота» и «лирическая общительность»? Похоже, Павел просто не умеет создавать мейнстримовские, общепринятые интерпретации известных сочинений. Рискует, конечно, но выигрывает.

На этот раз в его исполнении звучала музыка, рождаемая словно из невообразимого синтеза двух то и дело пересекающихся миров – реального и мистического. Это было состояние какой-то двухфазовой «инфернальной эмоциональности = эмоциональной инфернальности». Во всяком случае, на мой взгляд, это определение полностью можно отнести к 1-ой части концерта.
Захватывающ и очень любопытен по эффекту оказался финал сочинения, когда скрипка + оркестр, раз за разом раскручивая повторяющуюся ритмо-интонационную формулу и пытаясь «выбраться» из неё, вдруг, резко обрывают поиск. И само произведение. Возникает странное двоякое ощущение. С одной стороны, ты чувствуешь, что скрипка и оркестр вроде бы нашли для себя выход из «звукового тупика», с другой – нам (слушателям) они этот выход «не показали», а предлагают поискать его самостоятельно. Отсюда, вероятно, и характерный жест Милюкова, когда последний звук скрипки он будто отбрасывает смычком в зал и возникает пауза загадочной неопределенности. И восторга!

О 2-ой части концерта Павел сам после концерта – на мой вопрос о «механике» его интерпретаций – сказал, что стремился передать в ней взаимоотношения Вечности и Времени. Я это для себя перевёл это как формулу: «Человек – Жизнь – Смерть – Бессмертие – Бог».

Остается только добавить – какое же всё-таки наслаждение слушать великую музыку в исполнении равных по мастерству Мастеров. В данном случае – выдающегося скрипача Павла Милюкова и одного из лучших симфонических коллективов мира – Государственного академического симфонического оркестра России имени Е. Светланова.
Взаимопонимание между солистом и оркестром – полное, ансамбль – идеальный.
Диалог – Равных.
Ну или почти – Равных, тут я, возможно, пристрастен: и формально, и неформально, Павел – Солист.

Впрочем, феноменальное «сольное» мастерство во всем блеске и безупречности продемонстрировал и оркестр (дирижер Арсентий Ткаченко) во втором отделении вечера – звучала симфония №5 си-бемоль мажор, оп. 100 Сергея Прокофьева.
Вообще, должен сказать, что симфонический и скрипичный Прокофьев, да еще на таком высочайшем уровне, за последние полвека в Калининградском регионе еще не звучал. Для знатоков, находившихся в это время в зале, это было гурманством, для меня – потрясение. Пятая, в прочтении Арсентия Ткаченко и светлановского оркестра, буквально «вывернула и раздавила» меня. Раздавив, собрала вновь, но уже в каком-то ином качестве, более «приличном» личностно.
Композитор создал это мощное сочинение в 1944 году. За спиной бОльшая часть войны, за спиной «сталинский террор» 37-го-38-го годов, сломавший миллионы жизней: Смерть, Надежда, Вера, Воля, Любовь, Жизнь, и за всем этим – Ч(ч)еловек.

Сам композитор о Пятой писал: «Я задумал её как симфонию величия человеческого духа».

Перед началом симфонии невольно возникал вопрос: а сможет ли 30-летний дирижер убедительно воплотить замысел Прокофьева в «звучание» оркестра? И снова открытие, как и в случае с Милюковым (концерт Мендельсона), – смог! Смог на уровне «ошеломления» соответствия грандиозности замысла симфонии грандиозностью исполнения.

Ну вот откуда берется в этих молодых людях такая глубина постижения, такая субъективность и такая мощь интерпретаций, которые только возвеличивает авторов ушедших веков? Достойное, очень достойное и впечатляющее исполнение симфонической музыки, великой по вдохновенности, трагизму и одновременно высочайшему торжеству Света в непроницаемой, казалось бы, Тьме.

Огромная благодарность директору оркестра (Г. Левонтину), дирижеру А. Ткаченко, Павлу Милюкову за то, что они рискнули предложить «Янтарному ожерелью» столь уникальную программу. Уникальную и по сложности исполнения (добавлю – и восприятия), и по грандиозности содержания сочинений, и по редкости звучания такого «комплекта» в залах России. Предложили программу, которую даже столичные ценители музыки если и надеются услышать, то, дай Бог, хотя бы раз в жизни.

Так что бывают к счастью дни в Калининграде, когда большинство его жителей повсеместно занимаются тягучей повседневностью, в небольшом (всего на 400 мест) органном зале Калининградской областной филармонии, вдруг, случается Событие. Событие, на котором совершается великое таинство утверждения «величия человеческого духа». Утверждение через творчество гениального композитора, через исполнительское мастерство такого мэтра как Арсентий Ткаченко и такого блистательного коллектива, как Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Светланова, через провидческие откровения скрипки Павла Милюкова.

Владимир Янке,
музыковед, поэт, продюсер.