Доступная среда Версия для слабовидящих
+7 (4012) 64 78 90
Калининград, ул.Б. Хмельницкого, 61а
>
Апрель192021222324252627282930Май12345678910111213141516171819202122232425262728293031Июнь123456789101112131415161718192021222324252627282930Июль12345678910111213141516171819202122232425262728293031Август12345678910111213141516171819202122232425262728293031Сентябрь123456789101112131415161718192021222324252627282930Октябрь12345678910111213141516171819202122232425262728293031Ноябрь123456789101112131415161718192021222324252627282930Декабрь12345678910111213141516171819202122232425262728293031Январь12345678910111213141516171819202122232425262728293031Февраль12345678910111213141516171819202122232425262728

Новости: 14 Ноября 2019 года

 РЕПЛИКА ПРИСТРАСТНОГО СЛУШАТЕЛЯ 

Владимир Янке – музыковед, поэт, продюсер

УНИКАЛЬНОСТЬ – ДОСТОЯНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ!
2019 год. Ноябрь. Калининград.

16-ый Международный фестиваль «Джаз в филармонии».

Из сотен (может быть, тысяч) концертов с которыми я так или иначе соприкасался за свою жизнь мне памятны только - концерты-уникумы. К сожалению, они крайне редки. Приятно, что на 16-ом международном джазовом фестивале в Калининграде такое все же случилось. Именно к уникальным я отношу выступление “Arek Czernysz Trio” в органном зале Калининградской областной филармонии. Это тем более удивительно, что всем трем музыкантам едва за двадцать.
Арек Черныш – баян, лидер Трио,
Филип Арасимович – контрабас,
Антони Войнар – ударные.

Трудно удивить человека, чей профессиональный и слушательский стаж приближается к полувеку. Трудно удивить человека, у которого в аудиоколлекции более трех тысяч релизов и весомую часть из них составляет джазовая музыка во всех ее проявлениях (от 30-х годов прошлого столетия до новейших записей). И тем не менее, я был не только удивлен, но и потрясён встречей с гданьским Трио.

В последние годы мне посчастливилось услышать немало титулованных музыкантов, мэтров европейского джаза – роскошный саунд, гибкая динамика, исключительное исполнительское мастерство, завораживающие импровизации … Всё это есть и у молодых польских музыкантов. Отличает их одно – иное, совершенно иное музыкальное мышление. Впервые я столкнулся с этим явлением «вживую». И продемонстрировали они его, кстати, в сложнейшем для исполнителей формате – камерном(!), филармоническом джазе. В этом формате зубодробительный драйв и «улетные» импровизации не помогут. Необходимо нечто другое – тончайшие нюансы, акварельность штриха, мельчайшая прорисованность деталей.

Изысканность – первое слово, которое пришло в голову после исполнения польскими музыкантами же начальной композиции. Второе – филигранность: тончайшая, буквально паутинная нюансировка. Пожалуй, впервые за всю историю калининградского джазового фестиваля ансамблевые фракталы и сольные импровизации нередко звучали в музыкальных градациях P (тихо) и PP (очень тихо). Зал просто замирал в такие моменты, затаив дыхание. И происходило это тишайшее колдовство при абсолютном взаимопонимании участников Трио, спрятаться не за кем, малейшая погрешность и хрупкое состояние невесомости рассыпется.
Об участниках Трио.

Удивительный контрабасист в ансамбле (Филип Арасимович), который был исключительно субъективен в своих импровизациях, как-то очень по-своему, странно их выстраивал, игнорировал традиционные ходы, и, что удивительно, каким-то образом завораживал при этом зал своими непростыми оригинальными музыкальными рассуждениями.

Хорош, просто очень хорош в техническом отношении ударник (Антони Войнар). Однако «хорошестью», блестящей техникой слушателя нынче не удивишь. В случае с Антони ситуация замечательна следующим. Обычно, в подавляющем большинстве джазовых коллективов, «барабанщик» - это четко обозначенная судьба «ритм-секции», и если он выходит на solo, то, как правило, это крутая демонстрация всего его исполнительского арсенала. Этакое антре звезды. По результату часто получается, что композиция вроде как сама по себе, а solo ударника, хоть и впечатляющее, но само по себе. Антони же, когда подошло его время солировать, во-первых, выстроил большую часть своей импровизации в тех самых тишайших градациях P и PP, что крайне непривычно и нетипично. А во-вторых, и это главное, выстроил solo полностью оставаясь в контексте настроений и образов исполняемой ансамблем композиции. Да и в целом на протяжении всего концерта «громкие» инструменты Войнара имели отношения не к параметрам «ритм-секции», но к контрапунктному тонкому взаимодействию с коллегами. Поверьте, это дорого стоит.

Несколько слов о лидере ансамбля, композиторе, баянисте Ареке Черныше. Для начала краткая констатация – на небосклоне польского джазового искусства, несомненно, зажглась новая звезда.

Теперь о деталях. Я попытался припомнить еще хотя бы один пример звучания баяна в «продвинутом» европейском джазе и не смог таковой отыскать. Аккордеон – да, бандонеон – да,
а вот баян – только в саунде “Arek Czernysz Trio”.
Отчего такое невнимание в джазе к баяну, инструмент-то довольно распространенный? Скорее всего, по двум причинам.
1. Если ты не виртуоз, - а баянная техника вся на виду, - то лучше забудь дорогу на джазовую сцену.

2. Тембр инструмента. Обычно тембрально баян слегка «назойлив», агрессивен, линеен. Это заложено в природе инструмента, долго его воспринимать в корявых руках непросто. После концерта Трио одна из знакомых пианисток сказала кратко: «У Черныша приятный, богатый тембр баяна». Ларчик открывается просто. Это и есть неординарный подход со стороны Арека к игре на баяне, иная философия взаимодействия с инструментом. То есть в наличии как минимум:
- искусство управления регистрами (читай – тембрами) баяна;
- тотальное использование левой клавиатуры (особая техника игры, благодаря особой конструкции современного баяна). Причем использование этой техники в полифоническом значении;
- массированное включение аккордовых построений;
и т.д и т.д.

О виртуозности я в данном случае вообще не говорю. Это данность. Быть лауреатом солидного международного конкурса и не быть при этом виртуозом – нонсенс. И все же основная «фишка» Арека как джазового музыканта, его Novae Terrae – это новое мышление, новая музыкальная идеология, новый подход к музыкальному языку, когда перед слушателем разворачивается незнакомый, но такой притягательный молодой музыкальный мир. Арек, кстати, абсолютно не боится пауз, иногда довольно протяженных, что чрезвычайная редкость в джазовом исполнительском искусстве. Ну и кроме того, если его коллеги вполне комфортно себя ощущают в пространстве P и PP, то звучание баяна порой зависало даже на значении PPP (невероятно тихо). Вы бы знали, какая атмосфера устанавливалась в эти минуты в зале. Пожалуй, именно в такие моменты и возникает у слушателя состояния связи с небесами.

Единственное, что я пожелал бы молодому польскому музыканту в будущем, это чуть большей эмоциональной атаки в ключевых моментах, и большего подключения в импровизациях аккордовой и октавной техники, «шумовых, ударных техник». Иначе говоря, подключения всего арсенала современных выразительных средств игры на баяне.
Осталось только добавить, что при всей рафинированности языка, изысканной утонченности, камерности звучания “Arek Czernysz Trio” через весь концерт Трио шло непрерывное свингование, едва уловимое на медитативных кластерах, и круто намагниченное в драйвовых кульминационных эпизодах.

Крайне не люблю пафосных финалов, но на мой взгляд, “Arek Czernysz Trio” уже сейчас, - в начале своей исполнительской карьеры, - является «национальным достоянием Республики Польша». И при жесточайшей исполнительской дисциплине, фанатичном следовании избранному пути, избранной идеологии, при соответствующей поддержке властей, музыканты вполне могут стать в недалеком будущем звездами мирового статуса.

Частное лирическое заключение.

На сцену камерного зала, расположенного в бывшей кирхе Св. Семейства, вышли три молодых человека, три джазовых музыканта и заговорили со мной на языке, который был мне не знаком, и … знаком. Грамматика вроде бы привычная, а вот синтаксис, акцентуация, мелодика речи как будто из иного мира. Их мира. Мира завтрашнего дня.
Сначала я насторожился.

Потом, мне стало нравиться то, что я слышу.

Потом, я пришел в восторг – мне приоткрывали будущее.

И будущее меня порадовало!