>
Июнь222324252627282930Июль12345678910111213141516171819202122232425262728293031Август12345678910111213141516171819202122232425262728293031Сентябрь123456789101112131415161718192021222324252627282930Октябрь12345678910111213141516171819202122232425262728293031Ноябрь123456789101112131415161718192021222324252627282930Декабрь12345678910111213141516171819202122232425262728293031Январь12345678910111213141516171819202122232425262728293031Февраль12345678910111213141516171819202122232425262728Март12345678910111213141516171819202122232425262728293031Апрель123456789101112131415161718192021222324252627282930

Новости: 26 Января 2017 года

 Мелодии Золотого храма 

25 января в филармонии состоялся удивительный по красоте концерт «Золотой храм Японии». На нем побывала журналистка сайта «Выходной» Наталия ГОРА, поделившаяся своими впечатлениями.

Открыла концерт музыковед, Заслуженная артистка России Елена Романова, которая любима многими калининградцами за интересные рассказы о композиторах, созданных ими произведениях и исполнителях, за удивительные факты, влияющие на воображение слушателей. С первых минут она захватила внимание зала рассказом о Японии, ее национальном сокровище – Золотом храме, о связи музыкальных произведений японских мастеров с творениями Иоганна Себастьяна Баха. Ведь храм, по словам Романовой, это не только место поклонения, но и Дом искусства, который составляет духовную основу национальной культуры.
Теплая, солнечная, яркая и в тоже время спокойная, мечтательная, немного грустная пьеса Айкуми Хамасони «Времена года» открывала концерт. Сезонные метаморфозы природы вызывали отклик в душе, рождая массу интереснейших картин и эмоций. И стали понятны строки неизвестного японского поэта, прочитанные Еленой Романовой :

Покрылась инеем засохшая ветка…
Не стоит горевать – вообрази:
Цветы то, а не снег.
И глаз не оторвать.
После такого лиричного музыкального вступления прозвучали три произведения Баха: хорал, шестиголосная фуга, прелюдия и фуга ля минор. Органная музыка является вершиной творчества великого композитора, в котором его гений развернулся во всём своём великолепии и необъятности. Она - воздвигнутый им храм, в котором музыка - один из голосов в хоре, воспевающем Божью славу. Именно на этих опусах Хироко Иноуэ продемонстрировала богатейшие возможности органа — мануалы, регистры, педаль.
Постепенно разрастающееся звучание достигало какой-то сверхчеловеческой мощи. В основе сочинений лежит один музыкальный образ – человек с его судьбой, в которой всему есть место: и любви, и страданию, и ненависти, и покаянию, и мольбе о помощи, и радости прощения. Этот образ столь объемлющ, многозначен и глубок в каждом из исполненных произведений и так безупречно был подан органисткой, что невольно всплыли в памяти строчки Бродского о том, что «в каждой музыке – Бах, в каждом из нас – Бог».

Второе отделение было составлено из музыки японских композиторов. Предисловием к композиции Мияги Митио «Весеннее море» стали строки:
В весенний день,
Когда с небес великих
Спокойный, мягкий льётся свет,
Неугомонные в цветеньи вишни
Всё осыпают, осыпают лепестки.

«Весеннее море» некоторым гостям филармонии уже знакомо, но от этого оно не потеряло своей прелести. Ведь подлинная музыка, имеющая глубину, цвет и контрасты, не может набить оскомину. Хироко Иноуэ считает это произведение символом красоты Японии, в нем нашли отражение «рокот волн, падающие капли, шум ветра».
Мияги Митио называют отцом новой музыки, виртуозно соединившим европейские и традиционные японские элементы музыкального языка, а еще японским Шубертом - за особый лиризм мелодий.

Не менее интересны были пять пьес представителя «новой лиричности», близкой к неоромантизму, Ёсимацу Такаси: «Цветочный танец», «Почти двухголосная инвенция», «Выравнивание романса», «Интерлюдия с птицами», «Сухая маленькая фуга». В них отчетливо просматривается изысканный японский эстетизм, подобный прозрачной графике Хиросигэ.

Жемчужиной же вечера стало исполнение Хироко Иноуэ и Анной Ушаковой вариаций на тему «Японская средневековая тема» Мацудайра Йорицуне, сочетающего в своём творчестве элементы японского фольклора и додекафонии. Орган и фортепиано - то вместе, то поочерёдно - вели из одного века в другой, рисуя в воображении картину за картиной, где музыка была то прозрачным родником, брызги которого хрустальными каплями украшали кимоно, то лунной дорожкой на глади горного озера, то ритмичным постукиванием гэта, то обагрённым закатом клинком, то пламенем свечи, невольно вздрогнувшим от случайного порыва ветра. В зале было очень тихо, но за заключительным аккордом органа последовал гром аплодисментов.

На прощание Хироко Иноуэ и Анна Ушакова исполнили прекрасную мелодию Дзё Хисаиси к аниме «Унесённые призраками». Остаётся только сожалеть, что публики было до обидного мало, хотя она аплодировала так, что появилось ощущение полноты зала. А ведь Хироко, помимо гастролей, концертов в нашем городе, теперь преподает в Российской академии музыки им. Гнесиных. Так что неизвестно, когда ещё состоится подобный концерт, событие, по словам Елены Романовой, редкое и уникальное.