Доступная среда Версия для слабовидящих
+7 (4012) 64 78 90
Калининград, ул.Б. Хмельницкого, 61а
>
Март19202122232425262728293031Апрель123456789101112131415161718192021222324252627282930Май12345678910111213141516171819202122232425262728293031Июнь123456789101112131415161718192021222324252627282930Июль12345678910111213141516171819202122232425262728293031Август12345678910111213141516171819202122232425262728293031Сентябрь123456789101112131415161718192021222324252627282930Октябрь12345678910111213141516171819202122232425262728293031Ноябрь123456789101112131415161718192021222324252627282930Декабрь12345678910111213141516171819202122232425262728293031Январь12345678910111213141516171819202122232425262728293031

 История концертного зала филармонии 


“22 августа 1980 г. в Калининграде состоялся большой концерт классической музыки: играл замечательный отечественный пианист Михаил Плетнев, пела солистка Большого театра Марта Костюк, а после концерта состоялся фуршет для ВИПов...”
Так было ознаменовано большое событие в культурной жизни Калининграда – областная филармония, осуществлявшая до этого свою деятельность на разных площадках города, наконец, получила свой собственный концертный зал на 400 мест.

Судьба Концертного зала Калининградской филармонии тесно связана с историей города и, не боясь преувеличений, можно назвать это здание одним из символов Калининграда, его музыкальной эмблемой.

В современном облике Калининграда значительную роль играет принцип стилизации. Многие стены реконструированы или возведены заново на старом фундаменте. Концертный зал областной филармонии – не исключение. Он располагается в здании бывшей немецкой кирхи «Святого семейства», возведенной в Кенигсберге в районе Оберхаберберг архитектором Фридрихом Хайтманом (годы жизни:1853-1921). Время строительства – 1904-1907 гг.

Католическая церковь была построена в неоготическом стиле. Она стала самым значительным творением Хайтмана.. В её оформлении много от того духа, который он постигал, изучая старинные готические храмы Восточной Пруссии и вырабатывая, в конечном итоге, свой собственный неповторимый стиль, особый творческий почерк.
Кирха Святого Семейства - одна из немногих симметричных среди церковных зданий Хайтмана. Неудержимая динамика, устремленность вверх, в небеса, в сочетании с основательностью и «земной» убедительностью объемов придают неповторимое очарование всему творению Хайтмана.

Говорят, что когда Хайтман работал над чертежами, рядом с ним всегда была Библия. Он полагал, что церковь Святого семейства должна быть семейным домом, в котором царил бы дух Христа и Его земных родителей. Поэтому в кирхе никогда не проводились панихиды, а только обряды крещения и венчания. Между прочим место, где Хайтман задумал построить кирху, было чем-то вроде скотного рынка. И архитектору не раз указывали на этот диссонанс. Но он был настойчив: "Сдаётся мне, говорил он, что осла, доставившего Марию с Сыном в Египет, Иосиф купил именно на таком же торжище".

У кирхи Святого семейства было и другое название – Катеринен Кирхе, по названию госпиталя святой Катарины, который располагался недалеко от церкви. В кирхе Святого семейства сразу после её освящения установили специальный день молитвы за всех болящих. Поминали здесь и тех, кого врачи не сумели спасти. Служители церкви наведывались в больницу и устраивали выносные трапезы – всё, что приносили в церковь прихожане, отдавалось на больничную кухню.


В 1939 г. в кирхе Святого семейства должен был открыться класс органной игры. Записались 8 мальчиков. Но, по иронии судьбы, никто из них не стал не то, чтобы органистом, но даже музыкантом. Зато все, как один, стали солдатами Третьего Рейха и погибли.

Кирха Святого Семейства – одно из немногих зданий, частично сохранившихся после штурма Кёнигсберга. От полного разрушения церковь спасло то, что она находилась в плотном кольце жилых построек. Весь удар приняли на себя окружавшие её здания. После войны под стрельчатыми сводами храма находили временный кров переселенцы, потом этот перевалочный пункт превратили в склад. Рассказывают, что советские солдаты обнаружили в подвалах кирхи большие запасы вина, воды, галет и детских игрушек.

В послевоенные годы кирха была частично отремонтирована и использовалось под различные нужды городского хозяйства Калининграда. Инициатива превращения этого и других памятников истории и архитектуры города в учреждения культуры принадлежит Виктору Васильевичу Денисову – главе Калининграда (председателю горисполкома с 1972 по 1985 год).

Основная нагрузка по восстановлению здания кирхи легла на трест «Горремстрой». Большой вклад в дело внесли также промышленные предприятия города. Архитектурно-художественные проработки проекта велись Е.Поповым, А.Гараниной, Н.и Ю.Смирнягиными. Руководитель реконструкции – калининградский архитектор Павел Горбач.
В новом архитектурном решении были сохранены основные нюансы псевдоготического стиля: стрельчатые арки окон, многочисленны башенки (фиалы), ложные ниши. Вместо традиционной готической розы фасад украшают выполненные ереванскими мастерами часы-куранты.

Первое время зал филармонии функционировал как обычная концертная площадка, поэтому для удобства зрителей сцена была оборудована в алтарной части бывшего культового помещения, а наверху, где надлежало быть органу, был устроен зрительский балкон.

В 1982 году, через два года после открытия концертного зала филармонии, здесь был установлен орган чешской фирмы «Ригер-Клосс» из города Крнов. Орган имеет 3 мануала, 3600 труб, объединенных в 44 регистра. Первым исполнителем, давшим нашему органу «путевку в концертную жизнь», был Народный артист России Гарри Гродберг.

Параллельно с установкой органа была проведена переориентация мест в зале, чтобы зрители могли сидеть лицом к инструменту. Таким образом, сцена в алтарной части превратилась в амфитеатр. В таком виде зал существует и сегодня.

Концертный зал Калининградской филармонии обладает великолепными акустическими свойствами. Создается впечатление, что звук не нуждается в каком-либо источнике, а может рождаться здесь сам по себе. Этот эффект многократно усиливается, благодаря выразительным и точно найденным пластическим штрихам интерьера. А также благодаря большой работе по улучшению акустических свойств помещения.

До реконструкции в зале время реверберации (отражения звука) было равным 6,2 сек, что подходило для церковных служб, но не годилось для звучания музыкальных инструментов. Нужный эффект (3,6 сек.) был достигнут за счет применения специальных строительных материалов. Были проведены тщательные расчеты, делались особые (пемзовые) добавки в штукатурку с более высоким звукопоглощением.

В результате чешские мастера, которые устанавливали в Калининградской филармонии орган и измеряли специальной аппаратурой уровень реверберации, были удивлены высоким качеством акустики концертного зала.

На органе Калининградской филармонии играли такие известные отечественные и зарубежные органисты, как О. Янченко, Г. Шнайдер, Р. Перуцкий, Л.Дигрис, Л. Голуб, А. Шмитов, А. Фисейский, В. Стамболцян Ж.-П. Стайверс, Ж. Гийю, М.Шапюйи и многие другие.

 Калининградская областная филармония (История)